Послеоперационная реабилитация

Сама по себе Кохлеарная Имплантация не позволяет глухим Детям сразу же после подключения Речевого Процессора различать Звуки и пользоваться Речью для общения. 

Главная Цель Реабилитации маленьких Детей с Кохлеарным Имплантом - научить ребенка Воспринимать, Различать, Распознавать окружающие Звуки, Понимать  их значение и Использовать этот Метод для развития Речи. 


                                                          КИ8.jpg


Послеоперационная Реабилитация Детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

1.Настройка Речевого Процессора Кохлеарного Импланта.

2.Развитие Слухового восприятия Речи.

3.Общее развитие Ребенка (невербальный интелект, моторика, память, внимание и т.д.)

4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

Через 3-4 недели после Операции, проводится Подключение Речевого Процессора к Кохлеарному Импланту и первичная Настройка Речевого Процессора.

С этого момента Пациент может Слышать окружающие Звуки. 

Настройки производит Аудиолог, чья задача заключается в формировании у Ребенка полноценных Слуховых ощущений.
Главным направлением послеоперационной  Слухоречевой Реабилитации для всех Пациентов является Развитие Восприятия Звуковых Сигналов с помощью Импланта. 


Чтобы ребенок хорошо Слышал с Кохлеарным Имплантом, Процессор КИ должен быть хорошо Настроен.


                                                КИ9.jpg


Во время Настройки, Аудиолог подает слабые электрические сигналы на электроды КИ и ребенок реагирует на эти сигналы, показывая слышит он эти сигналы или нет. 

Для этого его учат:

-Чтобы он выполнял определенное действие в ответ на сигнал/звук (клал шарик в коробку, надевал кольцо на пирамидку, хлопал в ладоши, говорил Да, поднимал руку и др.).

-Ждал сигнал (зрительно-звуковой - например, при ударе по барабану, когда ребенок одновременно видит это действие и слышит звук; звуковой - когда ребенок только слышит удар барабана, но не видит это действие).

-Показывал, что он не слышит Звук (нет, не слышу).

-Прислушивался к тихим Звукам и выполнял действие не только на громкие, но и на тихие Звуки.

- Различал тихие и громкие Звуки, показывая соответствующие знаки (например, жест руками "маленький /большой", на картинках показывать при громком звуке на большой барабан, а при тихом - на маленький).

Для этой цели у ребенка, начиная с возраста 1,5 лет, можно выработать условно-рефлекторную двигательную реакцию на Звук. 

Прежде всего, ребенка учат выполнять какое-либо действие (например, бросать шарик/кубик в банку, одевать кольцо на пирамидку) по сигналу взрослого, сочетающего Действие и Звук,  и Ждать этот Сигнал.


                                                        ки12.jpg

Сначала ребенок должен Видеть действия взрослого, которое вызывает Звук. 
Взрослый сидит напротив ребенка и ударяет в барабан так, чтобы ребенок видел его действие. Помощник сидит рядом с малышом и кладет в ответ на Звук шарик в коробку. Сначала ребенок не понимает, что он должен Ждать Сигнал, и он старается быстро положить шарик в коробку. 

Необходимо постепенно добиваться того: чтобы малыш Ждал Сигнал и не начинал действовать без него. Он должен понять, что надо бросать шарик в коробку только после удара в барабан. При каждой правильной реакции, ребенка хвалят.

После того, как ребенок научился Ждать Сигнал, у него вырабатывают реакцию Только на Слух. Ребенок не видит действия взрослого, а только реагирует на Звук. 

После того, как ребенок научился Ждать Звук и выполнять определенное действие после подачи Звука, важно научить его сообщать, что Звука нет (развести ручки, покачать головой).

Необходимо научить ребенка прислушиваться к более тихим Звукам. Это умение необходимо, чтобы получить данные о пороговом уровне воспринимаемых сигналов для Настройки Процессора КИ.

Кохлеарный Имплант обеспечивает возможность Слышать, но восприятие Звуков окружающей среды и понимание Речи - это значительно более сложные процессы, которые включают  в себя Умение:

-различать сигналы, 
-выделять в них разные для узнавания признаки, 
-узнавать изолированные слова и слова в слитной Речи, 
-понимать смысл высказываний, 
-выделять сигналы из шума и др.

                                                               ки11.jpg

Затем начинаются занятия с Педагогом с Целью развития Слухового восприятия и развития устной Речи. Педагог обучает Ребенка пользоваться своим появившимся Слухом. 


Основной процесс Реабилитации  должен обеспечиваться родителями в домашних условиях.

У Детей, потерявших Слух до овладения Речью, проводятся занятия по развитию устной Речи и Языковых навыков.

Те, кто потерял Слух после того, как научился говорить, достаточно быстро восстанавливают способность понимать Речь и даже могут разговаривать по телефону.

Сегодня Кохлеарные Импланты применяются как при слухопротезировании взрослых, так и детей, в не зависимости от того, родились ли они глухими, или потеря Слуха наступила позже.

Чем короче для Пациента был период глухоты, тем успешнее пройдет операция. Но если слуховой нерв  в течение долгого времени не подвергался стимуляции, он не сможет достаточно хорошо проводит звуковую информацию в мозг даже при помощи Импланта.  Мозгу необходим опыт в распознавании Звуков с раннего детства. Именно поэтому так важно, в случае врожденной глухоты провести Имплантацию до достижения ребенком пятилетнего возраста, а лучше всего - в возрасте трех лет, иначе время будет упущено безвозвратно.












← Назад в раздел
УРАЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР
ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЛУХА У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (С РОЖДЕНИЯ)
СУРДОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ