Как это происходит

Доброго времени суток всем, кто сейчас читает эту рубрику сайта.

Меня зовут Александр. Я экономист.

Зная мою способность выражать сложные вещи простыми словами, мои друзья, занимающиеся восстановлением Слуха у взрослых и детей, попросили меня самостоятельно разобраться в теме Слуха, провести, так сказать, независимое исследование и рассказать об этом всем остальным интересующимся этой темой, что называется человеческим языком.

Тема оказалась не просто интересной, а захватывающе интересной. Скажу сразу, чтобы в ней разобраться, читателю придется уделить этому немного времени. Тем же, кто на это не готов будут представлены краткие рекомендации и практические советы. В любом случае, данная информация будет полезной и познавательной.

Итак:

Я залез в Интернет, перебрал кучу сайтов и понял, что об этой теме пишут чрезвычайно скучные люди чрезвычайно скучными и сложными словами. Бррр…

Но кроме этого мне стало абсолютно очевидно, что данная тема очень важна для людей.

Немного статистики:

По данным ВОЗ (ВОЗ-Всемирная Организация Здравоохранения - специальное учреждение Организации Объединенных Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения мира. Оно было основано в 1948 году со штаб квартирой в Женеве в Швейцарии. Сейчас его возглавляет китаянка Доктор Маргарет ЧАН )

7-10% населения земного шара – 500-700млн. человек имеют проблемы со слухом (на 01 ноября 2011 года население Земли составляло 7,0 млрд. человек).

Эта цифра постоянно растет (нарушения слуха стремительно ”молодеют”).

По прогнозам ВОЗ к 2020 году 30% всей человеческой популяции земного шара будут иметь нарушения слуха. (на сегодняшний день - 48 млн. американцев (20,3%населения) старше 12 лет имеют слуховые нарушения хотя бы в одном ухе, а 30млн. из них испытывают проблемы со слухом в обоих ушах).

А что же в России? По данным статистики число больных с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 13 млн. человек, более 1 млн.- это дети. На 1000 новорожденных 1 ребенок рождается с тотальной глухотой, а в течение первых 2-3 лет жизни теряют слух еще 2-3 ребенка. У 14% лиц в возрасте от 45 до 64 лет и у 30% лиц старше 65 лет имеются нарушения слуха.

И как Вам эта информация? Гигантские цифры. А если учесть различия в уровнях жизни русских, американцев и европейцев, качество оказываемых медицинских услуг, выявляемость нарушений слуха, то скорее всего эти цифры по России намного выше.

(09.02.2012)

Я долго думал, с чего начать разбор этой глобальной темы и решил, что начать разбираться необходимо с самого начала.

Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог. Евангелие от Иоанна.

Слово - это Звук. (Звук-это физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твердой, жидкой или газообразной среде).

Звук – это волна, колебание.

Сразу представил себе камень, брошенный в воду, с расходящимися от него в разные стороны кругами.

Со звуком происходит тоже самое, только звуковые волны распространяются по воздуху.

Звуковые колебания создают давление, которое передается соседним участкам и тем самым происходит движение звуковой волны в упругой воздушной среде. Как правило, скорость звуковой волны в воздухе меньше, чем в воде или в твердых телах. В среднем, скорость звука в воздухе составляет 340 метров в секунду.

У звука есть громкость.

Громкость-это индивидуальное восприятие силы звука, слуховое ощущение. Громкость главным образом зависит от звукового давления.

Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и частотой.

Прочитав эти “ругательные и скучные слова”в интернете, сразу что-то внутри у меня защемило, вспомнился урок физики в школе, а за окном была весна…Какая амплитуда и частота. Но может быть сейчас мне удастся это понять. Оказалось все просто.

Амплитуда звуковых волн - это максимальное отклонение от положения равновесия в результате давления волны на воздух т.е своего рода высота или глубина волны (ее измеряют в децибелах).

Уровень звукового давления не следует путать с громкостью. Например, звонок будильника будет звучать гораздо громче, чем рычание собаки, даже если оба звука имеют одинаковый уровень звукового давления. Следовательно, громкость-субъективная величина и не может быть точно измерена.

Частота-это величина завершенных циклов за единицу времени.

Это как частота сердечных сокращений за одну минуту у доктора на приеме-70-норма, а 100 уже многовато. А с какой частотой бьется сердце, когда влюблен...

Частоту измеряют в Герцах. (Был такой немецкий ученый-физик Генрих Герц).

Обычно человек слышит звуки, передаваемые по воздуху в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20000 Гц.

С возрастом этот диапазон сокращается, что связано со снижением чувствительности к высоким звукам. У большинства людей верхняя граница слуха к 25 годам снижается до 15000 Гц.

В Африке проживает племя под названием Maabans. Его представители обладают удивительно хорошим слухом. Старики племени способны услышать шепот на расстоянии, равном длине бейсбольного поля. Видимо, сказывается тот факт, что эти люди живут вдали от цивилизации, в полной тишине.

Звук ниже диапазона слышимости человека, ниже 16-20 Гц, назвали Инфразвуком

Это очень длинные волны. Чем ниже частота, тем громче должен быть звук, чтобы человек мог его услышать.

(Чтобы услышать звук с частотой 100Гц, он должен быть громкостью, по крайней мере 23Дб, звук частотой 20Гц, мы слышим только при его громкости в 70Дб, а звук с частотой в 4Гц, мы слышим при уровне громкости в 120Дб. Другими словами, мы можем подвергаться воздействию достаточно громких звуков, но слышать эти звуки мы не будем. Известно, что звук с громкостью более 85Дб может повреждать структуры нашего звукового анализатора и приводить к потере слуха.)

Инфразвук приносит вред нашему организму. Звуковые волны, которые мы слышим, могут повреждать наш вестибулярный нерв и приводить к тошноте, чувству беспокойства, головным болям и шуму в ушах. Такой эффект называют "морской болезнью". Главная причина таких симптомов-нарушение вегетативной регуляции.

Наше тело имеет собственные колебания в диапазоне от 1 до 6Гц и инфразвук может легко повреждать их.

Инфразвуковые волны возникают при землетрясениях, во время бурь и ураганов, цунами. Эти волны мало поглощаются окружающей средой и поэтому распространяются очень далеко. Медузы, живущие в океанах воспринимают инфразвук с частотой 8-13 Гц.

Перед штормом, усиливающийся ветер срывает гребни волн и захлестывает их. Каждое такое схлопывание воды на гребне волны порождает акустический удар. Создаются инфразвуковые колебания, расходящиеся на сотни километров. Их улавливает медуза и уходит на дно за 20 часов до начала шторма.

Инфразвуковые волны проникают практически везде и только определенные звуко-адсорбирующие поверхности могут задерживать их распространение и защищать Ваш слух. (Для этого используются звуко-адсорбирующие вкладыши)

Звук выше диапазона слышимости человека, выше 18-20000Гц, назвали Ультразвуком.

Это очень короткие волны, они хорошо поглощаются, в различных средах по разному. Это используют различные животные – киты, дельфины, летучие мыши для ориентации в пространстве и люди для медицинских исследований – УЗИ.

Для появления звука нужен его источник, звук должен где-то возникнуть.

Обычно для создания звука необходимы колеблющиеся тела различной природы, вызывающие колебания окружающего воздуха. Этот процесс происходит в голосовых связках, динамиках магнитофонов и телевизоров, камертонах. Большинство музыкальных инструментов основано на том же принципе. Исключение составляют духовые инструменты, в которых звук возникает за счет взаимодействия потока воздуха с неоднородностями в инструменте.

Разные звуки имеют различные характеристики. Простые звуки, такие как чистые тона,-это колебания с одной частотой, в то время как  сложные звуки состоят из колебаний на разных частотах. Большинство звуков, которые мы слышим каждый день, являются сложными, Речь, например, состоит из колебаний с различным уровнем громкости на разных частотах.

Уфф… со звуком похоже разобрались. Следующий вопрос: Как же мы слышим эти разные звуки?

Правда с философской точки зрения звук существует только в том случае, если его можно услышать. Если не будет ушей, чтобы слышать, то не будет и звука.

(11.02.2012)

Как мы Слышим.

Вот такую нашел картинку, наверное, для студентов медицинских институтов. Все наглядно?

Например: Вы садитесь в автомобиль и включаете приемник на любимом канале. Звуковая волна, образованная вибрацией динамика, начинает свое движение в окружающем Вас воздухе. Чем вибрация сильнее (т.е. больше громкость), тем она быстрее достигает Ваших ушей.

(Чтобы как-то систематизировать информацию, врачи разделили орган слуха человека на 3 части: То, что видно они назвали Наружным (внешним) ухом.

К НАРУЖНОМУ УХУ относится ушная раковина, в простонаречии – ухо.

За уши таскают именинников. Очень редко человек может двигать ушами и поэтому он гораздо хуже определяет нахождение источника звука, чем животные, у которых эта способность развита. В большинстве случаев (72%) человек, когда ему необходимо расслышать речь на фоне, например, громкой музыки, поворачивается к своему собеседнику правым ухом.

Уши растут всю жизнь, как, например, и нос.

В ухе есть отверстие, переходящее в наружный слуховой проход. Его длина и ширина у разных людей разная. В среднем его длина составляет 2,5см, а ширина 8 мм. Этот проход часто бывает изогнут в разные стороны. Он весь выстлан кожей, содержащей сальные и серные железы, а также волосы. Железы вырабатывают коричневое маслянистое вещество-серу. Все это защищает слуховой проход от попадания туда частиц пыли. Сера иногда может скапливаться в огромных количествах, полностью закрывая слуховой проход и снижая качество слуха. Тогда врачи вынуждены удалять эти накопления, вымывая их сильной струей воды.

Конечно, доводить себя до такого состояния нельзя, но и постоянно ковырять в ушах тоже не стоит. Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов.)

Внешнее ухо собирает звуковые волны и направляет их в слуховой проход, где они усиливаются благодаря его воронкообразной форме. Слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

Достигнув наших ушей, звуковая волна проходит по слуховому проходу и ударяется в барабанную перепонку, вызывая ее колебания.

(Барабанная перепонка – это непроницаемая для воздуха и жидкости мембрана. Она представляет собой тонкую кожу, диаметром около 8 мм., толщина 0.1 мм., овальной формы у взрослых и круглой у детей. Звуковое давление вызывает вибрации барабанной перепонки, которые передаются на слуховые косточки среднего уха. Но об этом чуть позже. Отмечу только, что для восприятия человеком внешнего звука достаточно смещения его барабанной перепонки на расстояние меньше по величине, чем диаметр атома водорода. Короче, очень полезная штука и поэтому ее надо всячески беречь.

Для предотвращения разрыва барабанных перепонок от ударной волны взрыва, солдатам рекомендуют по возможности заранее открывать рот, когда ожидается взрыв, а дайверам при погружении “продуваться”-дуть в зажатый нос).

Колебания барабанной перепонки передаются в среднее ухо.

СРЕДНЕЕ УХО это заполненная воздухом камера, располагающаяся сразу за барабанной перепонкой. Ее объемом около 1см3. Она связана с назальным и горловым проходами евстахиевой трубой, которая предназначена для выравнивания звукового давления по обе стороны от барабанной перепонки. Евстахиевая труба обычно закрывается и открывается естественным образом, когда мы глотаем или зеваем. Здесь находятся три слуховых косточки. Это самые маленькие части скелета человека. Все вместе они могут уместиться на копеечной монете, выпущенной в ЦБ РФ. Все три косточки связаны друг с другом в подвижную цепочку.

Одним своим концом эта цепочка соединена с барабанной перепонкой, а другим с внутренним ухом.

Слуховые косточки создают так называемый рычаг, повышающий силу поступающих звуковых колебаний. Это необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха. Слуховые косточки также регулируют натяжение барабанной перепонки, в зависимости от интенсивности звука.

Таким образом, звуковая волна от вибрирующей барабанной перепонки передается слуховым косточкам (среднее ухо) и через них в так называемую вестибулярную часть (внутреннее ухо), начинающееся овальным окном.

Звуковые колебания усиливаются еще и разной площадью барабанной перепонки и овального окна, которые соотносятся между собой, как 20:1. т.е давление на овальное окно в 20 раз больше чем на барабанную перепонку.

ВНУТРЕННЕЕ УХО.

Основная часть заполненного жидкостью внутреннего уха свернуто спирально и поэтому называется улиткой.

Это основной орган слуха. В улитке находятся приблизительно 20 000 микроскопических сенсорных клеток, соединенных с волокнами слухового нерва и имеющих окончание в форме волосков. Разные группы этих волосковых клеток реагируют на различные частоты колебаний.

Попадая в улитку, преобразованные звуковые волны вызывают колебания жидкости. При этом волосковые клетки сгибаясь и разгибаясь, порождают нервные электрические импульсы, которые посылаются в мозг. Здесь эти импульсы интерпретируются как значимые звуки.

Согласно последним исследованиям, причиной 90% потерь слуха, является повреждение волосковых клеток во внутреннем ухе-вследствие старения, болезни или влияния очень громких звуков.

Это нарушение слуха называется СЕНСОНЕВРАЛЬНОЙ (или перцептивной) потерей слуха.

Последствия тугоухости почти всегда одинаковые-человеку становится труднее отличить речь в шуме, некоторые высокие звуки, такие как пение птиц, полностью пропадают, человеческая речь кажется невнятной и приходится часто переспрашивать.

Проблема заключается в том, что мозг не получает сигналы, соответствующие звукам на разных частотах, необходимые для того, чтобы, например, сделать речь понятной.

Поврежденные волосковые клетки во внутреннем ухе, восстановить невозможно.  Однако слуховой аппарат может значительно повысить Вашу способность слышать.

Вы также можете предотвратить ухудшение слуха, избегая слишком длительного воздействия громких звуков и шума.

Итак,

Наружное и среднее ухо выполняют функцию звукопроведения. Внутреннее ухо-функцию звуковосприятия.

При КОНДУКТИВНОЙ потере слуха существует непроходимость звуковых волн во внутреннее ухо.

Это может быть вызвано накоплением серы в слуховом проходе, перфорацией барабанной перепонки, накоплением жидкости в среднем ухе (отосклероз).

Кондуктивная потеря слуха, как правило, поддается медицинскому или хирургическому лечению.

Подведем итог этой изматывающей темы:

Как мы воспринимается звук:

1. Ушная раковина улавливает звуки, усиливает их и направляет в слуховой проход.

2. Энергия звуковой волны вызывает механические колебания барабанной перепонки, которые передаются на подвижную систему косточек среднего уха.

3. Движение косточек вызывает волнообразные колебания жидкости внутреннего уха.

4. Движения жидкости улавливаются волосковыми клетками, расположенными вдоль всей длины улитки.

5. Эти механические движения волосковых клеток преобразуются в электрические импульсы.

6. Эти электрические импульсы передаются по слуховому нерву в головной мозг.

Как мозг различает звуки

Слуховой нерв состоит из тысяч тончайших нервных волокон. Каждое волокно начинается от определенного участка улитки и передает определенную звуковую частоту.

Низкочастотные звуки – например, шум машины или поезда, – передаются по волокнам, исходящим из верхушки улитки, а высокочастотные – например, щебет птиц, – по волокнам, связанным с ее основанием.

Таким образом, различные звуки вызывают электрическое возбуждение различных волокон в составе слухового нерва. Именно эти различия способен воспринимать и интерпретировать мозг.

Но различать звуки — это еще не все. Надо понимать их смысл.

Строение внутреннего уха само по себе способствует выделению значимых звуков из бесполезного шума. Мозг использует свою память и опыт для «осмысления» услышанного прямо в процессе восприятия звука. Так ребенок грудного возраста, используя весь свой небольшой опыт, способен узнавать голоса матери и отца и отличать их друг от друга, еще не понимая произносимых слов.

(12.02.2012)

Сегодня 12 февраля 2012 года. Февраль очень теплый. Прямо мартовская погода.

Все, что я написал в предыдущих постах очень важно для дальнейшего понимания нарушений слуха у людей.

Мне, человеку, не имеющему к медицине никакого отношения, самостоятельно разобраться в этих вопросах практически невозможно.

Поэтому я со всей ответственностью попросил помощь друга - доктора от Бога, специалиста с огромным (23 года - целая жизнь) опытом работы по специальности детская сурдология (сурдолог-это врач, который лечит тех, кто плохо слышит), кандидата медицинских наук Устинову Нелли Николаевну. 

Я присутствовал на приеме. Ее подход и отношение с пациентами просто завораживал. Боже, сколько нужно терпения, такта, любви к людям, чтобы так вести прием...

И какие результаты - отчаявшийся решить свои проблемы человек начинает слышать.... тикание часов на стене, шаги за дверью, собственный голос. Слезы на глазах, а у меня ком застрял в горле.... Без комментариев.

Давайте продолжим нашу тему.

Долгие 9 месяцев отделяют зарожденную в теле женщины новую жизнь от появления на свет. И за это время малыш проделывает огромную работу по своему внутриутробному развитию, вырастая от простого скопления нескольких клеток до маленького человека, способного слышать, видеть, осязать, нюхать, пробовать на вкус, в общем, готового к постоянному получению огромного количества новой информации и усвоению многочисленных навыков.

Слух развивается у плода в возрасте с 15-ой недели по 20-ю неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Малыш окружен шумом крови, которая течет сквозь плаценту с шипением, биением материнского сердца, вдохом и выдохом легких, не говоря уже о чихании, пуках и отрыжках. Малыш начинает поворачивать головку в сторону источника нового звука. Но самый приятный звук для малыша - это мамин голос.

Уже в этом возрасте могут происходить процессы, которые в дальнейшем приведут к нарушению слуха у маленького человека.

Наследственная тугоухость - это нарушение слуха, наследуемое в семье. Причиной является наследование изменчивых генов.

( 14.02.2012 )

Ген или гены - это не мужское имя. (Ген в переводе с греческого означает род).

Наверное, Вы уже знаете, что гены являются носителями наследственной информации, которая определяет развитие всего живого. Все гены несут информацию, необходимую для развития целого организма из одной оплодотворенной яйцеклетки. Все мы получаем по две копии каждого гена одну от матери другую от отца. Таким образом, каждый человек имеет два варианта одного и того же гена.

Ряд генов в организме отвечает за образование и работу органов слуха. В общей сложности таких генов не менее 100. Не удивительно, что согласно данным последних исследований более 50% всех случаев врожденной и ранней детской тугоухости связаны с наследственными причинами.

Считается, что каждый восьмой житель Земли является носителем одного из генов, вызывающих рециссивную тугоухость. (рециссивным называется один из генов генной пары, вызывающий проявление конкретного признака, например нарушение слуха, только в том случае, если второй ген этой пары также является рециссивным). Другими словами, у маленького человека будут проблемы со слухом, если и мама и папа являются носителями данного гена. Сами родители при этом прекрасно слышат. Такой вариант наследственной тугоухости называют несиндромальным т.е. снижение слуха не сопровождается нарушениями в других органах малыша.

А бывают синдромальные формы. Это вообще кошмар. (например: синдром Пендреда - это синдром, характеризующийся сочетанием нарушения слуха и нарушением в щитовидной железе. Но слава богу, таких случаев немного)

Генетический анализ помогает объяснить причины нарушения слуха и позволяет дать правильный прогноз для будущих детей.

Кроме генетических нарушений существуют и другие причины, приводящие к нарушению слуха у малышей.

Целых девять месяцев организм плода полностью связан с организмом матери. Как мама живет, чем занимается, что кушает, чем болеет, все, абсолютно все влияет на будущего человека, на его будущую жизнь и здоровье.

Среди причин, вызывающих врожденную тугоухость ( т.е. нарушения слуха с самого рождения), первое место занимают инфекционные заболевания мамы во время беременности. Наиболее опасными для органа слуха плода являются вирус краснухи, грипп, скарлатина, корь, инфекционный паротит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз и сифилис. Особенно не хорошо, если эти заболевания будущая мама переносит в 1 триместре беременности.

Кроме инфекционных заболеваний, выявлены и другие причины: хронические заболевания матери (сахарный диабет, тиреотоксикоз, авитаминозы, заболевания крови и др.), прием ряда антибиотиков (стрептомицина, неомицина, мономицина, канамицина, гентамицина и др.), употребление алкоголя, наркотиков и курение. Короче говоря, ответственность на будущих мамах лежит огромная. И не только на мамах, но и на папах и на всех близких и родных людях, которые с нетерпением ждут будущего малыша.

(15.02.2013)

И вот, наступает момент которого все так долго ждали. Приходит время новому человеку появиться на свет. (Роды в срок - срочные роды, происходят в период с 37 полной недели до окончания 42-й недели беременности (260-293 суток), различают также преждевременные роды - до срока и запоздалые - после срока. Процесс родов длится в среднем около 9-11 часов, максимум 18 часов. Если процесс затягивается, роды считаются затяжными. Первого ребенка женщины рожают дольше, чем второго и последующих).

Он становится папой, она мамой, кто-то бабушкой, кто-то дедушкой и т.д.

Об ощущениях и эмоциях будущей мамы во время родов написано много. А что чувствует в это время малыш?

Надо сразу сказать: к единому мнению о том, что чувствует ребенок во время родов, ученые пока не пришли. Но некоторые общие закономерности выделить все таки можно.

Первая из них - это признание того, что начало родовой деятельности является сильнейшим стрессом для ребенка - стрессом психическим, физиологическим и даже почти нравственным. 

Можно сказать, что ребенок впервые в своей жизни сталкивается с несправедливостью и коварством. Теплая и уютная мамина утроба, которая столько времени давала ему все необходимое для жизни, вдруг становится агрессивной и неприветливой. Она начинает исторгать из себя, "изгонять из рая".  Изменяются все привычные условия обитания: из влажной среды ребенок переходит в среду воздушную, изменяется система питания и дыхания. Организм новорожденного должен быстро перестроиться к другим условиям.

Наиболее последовательно охарактеризовал состояние ребенка от зачатия до родов Станислав Грофф (Станислав Грофф - американский врач чешского происхождения, один из основателей трансперсональной психологии).

Очень серьезное влияние на будущий слух ребенка оказывает гипоксия плода, возникающая в период беременности  и(или) во время родов. (Гипоксия-это состояние, возникающее при недостаточном снабжении тканей организма кислородом).

Развитию гипоксии плода способствуют множество факторов. Это могут быть заболевания матери, такие как: сердечно-сосудистые и легочные заболевания, анемия, интоксикация и др. Это могут быть  нарушения плодово-плацентарного кровотока или заболевания самого плода: гемолитическая болезнь, врожденные пороки развития, длительное сдавливание головки во время родов.

В нашей стране используется единая система раннего выявления нарушений слуха у новорожденных в родильных домах и детских поликлиниках. (Приказ Минздравмедпрома РФ от 29.03.96 №108 ""О введении аудиологического скрининга новорожденных детей и детей 1-го года жизни).

Но это исследование носит поверхностный характер и не дает врачу четкого и конкретного представления о состоянии слуха малыша. Все чаще возникает необходимость более детального и углубленного обследования ребенка, который показал отрицательный результат теста на слух при обследовании в родильном стационаре или детской поликлинике т.е. не прошел первичный этап теста Отоакустической эмиссии.

Для этого в крупных городах России существует услуга, связанная с выездом специалиста сурдолога-неонатолога в место проживания новорожденного малыша и проведение  исследования его слуха с помощью специальных приборов.

Необходимо отметить, что раннее выявление нарушений слуха у новорожденного и незамедлительное принятие адекватных мер, имеет ОГРОМНОЕ значение для его дальнейшего психо-речевого развития.  

Проверка слуха в первые дни жизни малыша, позволяет успешно излечить либо компенсировать патологию слуха. 

(05.03.2013)

Сегодня, давайте поговорим о том, что же придумало человечество для восстановления слуха. Предыдущая тема, рассматривающая причины возникновения нарушений слуха далеко не исчерпана, и мы обязательно к ней вернемся.

Итак, небольшой исторический экскурс...

Первые попытки применения различных устройств для усиления звука относятся к далекому прошлому. На древнеегипетских фресках изображены люди, держащие за ухом сложенную лодочкой ладонь.

В римском государстве при тугоухости начали применять специальные серебряные рожки. Узкий конец рожка вставлялся в ушную раковину, широкий - собирал звуки с относительно большей площади. Это был первый слуховой аппарат. Шли годы, форма рожков оставалась прежней, совершенствовалась только их отделка.

Так выглядел женский слуховой рожок середины 19 века в Англии.

В 1876 году Александр Белл запатентовал телефон - микрофон и телефонную трубку. Звук в нем усиливался с помощью угольного микрофона и батареи. Элементы телефона Белла в будущем явились основными частями слухового аппарата.

В 1886 году Томас Эдиссон изобрел угольный передатчик, превращающий звук в электрические импульсы, которые можно было передавать по проводам, а затем превращать обратно в звук.

В 1896 году англичанин Бертрам Торнтон создал первый электрический слуховой аппарат, применив усиление телефона с угольным микрофоном.

В 1899 году в США был запатентован первый электрический слуховой аппарат. Он был очень больших размеров и использовал угольный передатчик и батарею.

В начале 20 века была изобретена электронная лампа. Это позволило во много раз увеличить частоту электрических колебаний, что сделало усиление звука более эффективным, но огромные батареи новых слуховых аппаратов были слишком тяжелыми.

1952 год стал переломным: появились слуховые аппараты на основе транзисторов. Теперь наконец-то появилась возможность резко уменьшить размеры слуховых аппаратов. Первые модели таких слуховых аппаратов были разработаны таким образом, чтобы помещаться в дужке очков. Позже, появились привычные нам сегодня заушные модели слуховых аппаратов.

Так выглядел карманный транзисторный слуховой аппарат-Т3, 1953г. фирмы OTICON, Дания.

Новые изобретения обеспечили фантастическое улучшение качества звука.

Первые внутриушные аппараты не были популярны из-за своих габаритов. Как правило, они заметно выпирали из уха. Более-менее миниатюрные внутриушные аппараты появились только в конце 70-х годов 20 века.

Люди с ослабленным слухом предпочитают скрывать потерю слуха, и внутриушные аппараты становятся все более и более популярными.

В 1993 году фирма Старки (США) разработала новый слуховой внутриканальный аппарат, который целиком размещался в слуховом проходе.

Первый в мире цифровой слуховой аппарат был создан фирмой OTICON в апреле 1996 года. Качество звука улучшилось еще больше.

В это же время были созданы и программируемые слуховые аппараты.

Современные слуховые аппараты очень маленькие. Они обладают более точными параметрами настройки и могут приспосабливаться к любому типу окружающей среды. Они непрерывно анализируют звуковую обстановку и постоянно к ней приспосабливаются, чтобы улучшить качество звука и уменьшить фоновый шум.

Современный слуховой аппарат - это маленький компьютер для Ваших ушей. Полезно знать, из каких частей состоит слуховой аппарат и за какие функции отвечает каждая из них.

Каждый слуховой аппарат имеет микрофон, который улавливает звук и посылает его в виде электрического сигнала на усилитель. Усилитель обрабатывает полученный звуковой импульс и посылает его на телефон, где усиленный электрический сигнал преобразуется обратно в звук. В заушном аппарате эти части помещены в твердый корпус, расположенный за ухом пациента.

Рожок слухового аппарата крепится за Вашим ухом, подобно дужке очков. Функция рожка сводится к соединению телефона слухового аппарата со вкладышем, расположенным внутри слухового прохода. Важно, чтобы посадка рожка была плотной. К рожку одним своим концом присоединяется пластиковая трубочка.

Пластиковая трубочка участвует в передаче звука от телефона к вкладышу слухового аппарата. Длина и диаметр трубочки зависят от размера Вашей ушной раковины, типа аппарата и степени потери Вашего слуха.

Вкладыш для слухового аппарата может быть стандартным или изготовленным индивидуально по слепкам Вашего слухового канала. С помощью такого вкладыша слуховой аппарат фиксируется в ушном проходе, обеспечивая передачу звука непосредственно на барабанную перепонку. Еще одной функцией вкладыша является препятствие для выхода усиленного звука через слуховой проход наружу (свист). Форма и размеры вкладыша зависят от модели слухового аппарата и тяжести потери слуха. Только специалист по слухопротезированию может подобрать подходящий Вам вкладыш.

Все слуховые аппараты, независимо от страны и фирмы производителя, устроены одинаково: звуки поступают в слуховой аппарат через один или несколько микрофонов, далее происходит процесс обработки звуков усилителем и специальный телефон посылает сигнал от усилителя слухового аппарата непосредственно в Ваше ухо. Кроме того, для работы всех этих элементов необходим источник питания, поэтому важной составной частью слухового аппарата является батарейка.

Все эти компоненты размещаются в пластмассовом корпусе различных стилей, форм и расцветок в зависимости от требуемой мощности и косметических пожеланий клиента.

Очень важно сказать несколько слов о цифровых технологиях, на основе которых созданы современные слуховые аппараты.

Современные слуховые аппараты-это устройства с цифровой обработкой сигнала, что означает преобразование входящих звуков в серию математических символов (цифр), которые в дальнейшем обрабатываются с помощью математических уравнений.

При цифровой обработке возможны очень сложные манипуляции с входящим сигналом. Например, цифровая обработка позволяет отделить речь от шума. Большинство современных слуховых аппаратов зачастую даже сложнее, чем Ваш персональный компьютер.

Прошли те времена, когда слуховой аппарат представлял собой обычный усилитель, который делал просто все звуки громче.

Требуются очень сложные алгоритмы для разделения звука на различные частотные области и усиления каждой частотной области отдельно. Однако, это позволяет настраивать и программировать слуховой аппарат персонально, т.е. конкретно под индивидуальную потерю слуха. Это также означает, что при ухудшении слуха или при изменении предпочтений прослушивания, всегда можно изменить настройки слухового аппарата.

Процессору слухового аппарата доступно различное усиление для тихих, средних и громких звуков. Это означает, что пользователь может слышать хорошо тихие звуки, но при этом громкие звуки не становятся для него некомфортно оглушающими.

Цифровая обработка сигнала гарантирует максимально точное усиление сигнала без искажений и в результате чистый и ясный звук великолепного качества.