Диагностика слуха
- Диагностика слуха у детей
- Диагностика слуха у взрослых
- Методы исследования слуха
Диагностика Слуха у детей раннего возраста имеет свои особенности, что связано с невозможностью получения от ребенка субъективного отчета о звуковом раздражителе. Важно учитывать возрастные особенности развития Слуховой функции у детей.
Развитие органа слуха начинается около 3-й недели зародышевой жизни плода и, пройдя все этапы эмбриогенеза, завершается в последние недели беременности, когда плод, как доказано, воспринимает звуки достаточно большой силы.
Период новорожденности (неонатальный - от рождения до 3-4 недель)
Для исследования Слуха у новорожденных еще в начале 20-го века, применяли трещотку. Отсутствие ответной реакции у ребенка рассматривалось как патология Слуха.
Считается, что главными реакциями на звук в течение первых 2-х месяцев жизни являются рефлексы внимания (движение глаз и конечностей), реакция плача, реакция замирания на резкие, громкие, но непродолжительные звуки.
Определение состояния Слуховой функции у детей раннего возраста более целесообразно проводить за 1-1,5 часа до кормления и приближать источник звука к уху ребенка на расстоянии около 10 см.
Уровень взросления Слуховой системы значительно влияет на результаты всех форм исследования Слуха новорожденного. Один и тот же тест, повторенный через 2 недели, может дать различные результаты.
Период грудного возраста (постнатальный - с 3-4 недель до 12 месяцев)
К концу неонатального периода у новорожденного начинают меняться поведенческие реакции.
К 16 неделям громкие звуки начинают вызывать поворот головы в сторону источника звука или от него.
Реакция на более слабые звуки появляется примерно к 24 неделям в форме поиска источника звука. Локализованная реакция на звук становится важным диагностическим ключом в определении нарушений Слуха у младенцев.
Большое значение в исследовании Слуха у детей 6-7 месяцев придается использованию музыкальных звуков т.к. чувствительность к их восприятию в первый год жизни значительно выше, чем в последующие годы.
Особенности Слуха у детей в возрасте 1- 4- 6 месяцев.
Возраст ребенка | 1 месяц | 4 месяца | 6 месяцев |
Ориентировочная слуховая реакция | Вздрагивание, моргание, открытие глаз при резком звуке | Поворот головы на звук, прислушивание | Различение тона речи, с которым к ребенку обращаются |
Слуховая функция | Реакция на громкий голос, звучащие игрушки, на расстоянии – 10-30 см | Реакция на громкую речь, на расстоянии 0,5-1 м | Реакция на речь, на расстоянии – 1,5-2 м |
Преддошкольный период (от 1 до 3 лет и старше)
В норме, с 11-12 месячного возраста, ребенок четко реагирует на тихую речь с расстояния 1,5-3 метров. С 16 месячного возраста, он способен выполнять словесные указания с расстояния в 4-7 метров и хорошо локализуют источник речи. Ребенок в возрасте 2 -3 лет воспринимает шепотную речь с расстояния 5-6 метров.
На сегодняшний день, в нашей стране применяется Единая система раннего выявления нарушений Слуха у новорожденный детей. Исследование должно проводиться у всех новорожденных на первом месяце их жизни в родильном стационаре или детской поликлинике. К сожалению, данное исследование носит достаточно поверхностный характер и не может давать полностью достоверной информации.
В связи с этим, вся ответственность за обнаружение нарушений Слуха у ребенка, ложиться на близких ему людей (папу, маму, бабушек, дедушек).
Если ребенок имеет один или более из перечисленных ниже симптомов, у него может быть нарушение Слуха и нужно незамедлительно показать малыша специалисту.
- у ребенка нет реакции на громкий звук
- речевое развитие не соответствует возрасту
- ребенок не может локализовать звуки (грудной ребенок не поворачивает голову на ваш голос)
- у ребенка отсутствует реакция на звуки из другой комнаты
- у ребенка повышенная сонливость и он уходит от активного общения
- ребенок часто болеет простудными заболеваниями и воспалениями среднего уха
Важно знать, что у детей со сниженным Слухом произнесение первых слов сильно задерживается и они произносятся неправильно т.е. без произнесения согласных звуков.
Чем больше потеря Слуха, тем меньше интонации в звуках, издаваемых ребенком.
В случае глухоты звуки напоминают однообразное мычание без всякой интонации и в любой ситуации.
Для оценки Слуха у новорожденных и детей раннего возраста используют объективные методы исследования.
Ответ на внешний звук(раздражитель) в организме ребенка возникает независимо от его желания (рефлекторно) и выражается в сокращение мышцы натягивающей его барабанную перепонку. Методика определяющая такое натяжение называется импедансометрия - определение Слуха по акустическому рефлексу.
Другим способом оценки Слуха является регистрации ответа, возникающего во внутреннем ухе ребенка - отоакустическая эмиссия. Ценность этого исследование заключается в том, что его можно проводить сразу после рождения ребенка.
Наконец, самым сложным и дорогостоящим можно считать метод регистрации вызванных потенциалов головного мозга - компьютерная аудиометрия. Это нейрофизиологическое исследование требует условий, которые можно создать только в специализированных диагностических центрах или лабораториях.
При малейшем подозрении на снижение Слуха у вашего ребенка, необходимо, прежде всего, обратиться к опытному Детскому Сурдологу и решить вопрос о проведении специальных обследований.
В подавляющем большинстве случаев недавно возникшая потеря Слуха у ребенка, может быть полностью восстановлена и не окажет большого влияния на его дальнейшее развитие.
Важно понимать, что Диагностика Слуха - это первый и очень важный шаг в процессе его Восстановления.
Если Диагностика Слуха проведена неверно или вообще не проведена, то дальнейшие шаги в Реабилитации теряют всякий смысл.
Как Вы Слышите? Это легко узнать.
Попросите своего друга отойти от Вас на 5-6 метров и сказать несколько слов шепотом. Услышали? Значит у Вас со Слухом пока все в порядке. Если же нет, то ранняя Диагностика Слуха будет для Вас очень полезна. По статистике, к 40 годам, человек не может разобрать шепот уже с 3-х метров. В норме, здоровый человек должен слышать Шепотную Речь на расстоянии 6 метров.
Процесс Диагностики Слуха, является Медицинской процедурой и должен осуществляться в Специализированном Лицензированном Медицинском Центре, Квалифицированным Медицинским Персоналом в Специально оборудованном Помещении и на Специальной Аппаратуре.
Нарушение одного из этих условий влечет за собой Диагностические ошибки и как результат - сохранение и усугубление проблем со Слухом.
На сегодняшний день, в Медицине применяется несколько Объективных Методов Исследования Слуха.
К ним относят Аудиометрическое исследование, Тимпанометрию, Импедансометрию и Отоакустическую эмиссию.
Важнейшим элементом Диагностики Слуха является Правильный Анализ и интерпретация полученных в результате исследования данных. Он должен проводиться Врачом- Сурдологом, который дает окончательное заключение о виде нарушения Слуха и о способах его Восстановления.
На сегодняшний день, самым простым и быстрым способом возвращения Слуха, является Слухопротезирование - Подбор и Настройка Слухового Аппарата).
Современные Технологии, позволяют подбирать и настраивать Цифровой Слуховой Аппарат под Индивидуальную потерю Слуха Пациента, тем самым позволяя компенсировать исключительно его потерю Слуха.
Успешное завершение этого процесса возможно только при условии Правильной первичной Диагностики.
Поэтому, очень важно внимательно отнестись к выбору Центра Слухопротезирования (наличие у него Медицинской Лицензии, квалифицированного персонала и необходимой Диагностической Аппаратуры).
Все методы исследования Слуха подразделяются на 3 группы.
- Безусловнорефлекторные методы.
- Условнорефлекторные методы.
- Объективные методы исследования.
Любое исследование выявляет тот минимальный уровень звука, который слышит человек и сравнивает его с нормой.
Все методики информативны при их правильном применении.
1. Безусловнорефлекторные методики
Данные методики применяются для определения Слуха у детей до года и основаны на оценке безусловных рефлексов, возникающих у ребенка в ответ на внешний звуковой раздражитель. (мигание, активность век, расширение зрачков, вздрагивание, испуг, замирание и т.д.)
При использовании безусловнорефлекторных методик учитываются возрастные особенности слуховой функции ребенка. Данные методики позволяют составить общее представление о наличии слуха у детей грудного возраста (до года). Благодаря своей легкой доступности, они могут быть широко использованы для системы скринингого выявления нарушений Слуха у детей раннего возраста.
К недостаткам безусловнорефлекторных методик относят значительный индивидуальный разброс поведенческих реакций на звуковой раздражитель, что может привести к получению ошибочных результатов.
В настоящее время при проведении аудиологического скрининга у детей раннего возраста в России применяют ОАЭ (отоакустическая эмиссия).
2. Условнорефлекторные методики
Данные методики также, в основном, используются при диагностике Слуха у детей и основаны на выработке условного рефлекса -одинакового ответа ребенка на многократно повторенный внешний звуковой раздражитель. (реакция зрачков, мигание, изменение цвета кожи и т.д.).
К недостаткам данных методик относят невозможность точного определения порогов слышимости ребенка, а также затруднения в оценке слуха у детей, имеющих психические отклонения.
3. Объективные методы иследования слуха
Данные методы исследования являются основными при определении нарушений Слуха у взрослых пациентов. К ним относятся методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникающих в различных отделах слуховой системы в ответ на действие звуковых стимулов, а именно: